Действия Банка России представляются достаточно спорными. В условиях сложного состояния отечественной экономики именно банковский сектор должен взять на себя функцию акселератора народного хозяйства, обеспечивая доступность средств нефинансовому сектору, стимулируя кредитами потребительский спрос. Однако без покрытия банковскими услугами территории страны, без учета разнообразных потребностей бизнеса и населения ускорить развитие отечественной экономики практически нереально. Поэтому малые и средние региональные банки, успешно выполняющие такие функции, экономике России необходимы.
Как показывает практика, капитализация банка не является определяющим фактором его устойчивости, способности выполнять взятые на себя обязательства. Соблюдение нормативов, своевременное представление отчетности регулятору, прозрачность деятельности позволяют эффективно работать и конкурировать как большим, так и малым банкам. Опыт финансового кризиса также подтверждает этот тезис — масштабного банкротства малых банков не наблюдалось, а вот у ряда крупных кредитных организаций, наоборот, возникали проблемы.
К сказанному следует добавить, что опыт США (порядка 6000 действующих банков) и Германии (около 4000 действующих банков) показывает возможность успешного существования банковских систем с очень большим количеством кредитных организаций. Понятно, что традиции рынка и правовой системы в этих странах позволяют осуществлять эффективный контроль над работой кредитных организаций. В то время как в России рынок еще насыщен механизмами бюрократии, коррупции, правовая база несовершенна. Однако данные вопросы лежат в плоскости оптимизации деятельности правительства и Банка России в области регулирования и надзора.
Банковский сектор в ближайшее время будет определять динамику восстановления активности промышленного сектора и, соответственно, развития экономики страны. Однако способность кредитных организаций соответствовать запросам экономики на данный момент вызывает обоснованные сомнения. По нашим расчетам, для достижения роста ВВП денежная масса должна увеличиться на 20 — 25%. Однако кредитного мультипликатора банков (на начало 2013 г. он составлял порядка 3,9) может оказаться недостаточно для такого роста. Поэтому при сохранении текущих тенденций в банковском секторе для достижения прогнозируемого Минэкономразвития роста ВВП могут потребоваться средства государства — порядка 5 — 10% по отношению к ресурсам кредитных организаций.
По сравнению с прошлым годом динамика вкладов населения демонстрирует замедление. На начало второго полугодия 2014 г. доля действительно «длинных» вкладов (сроком от трех лет) составляла около 11% портфеля, а большинство сбережений граждане предпочитают хранить в пределах от одного года до трех лет. Институциональные инвесторы традиционно осторожны к вложениям в отечественные активы из-за политических и экономических рисков, а на банковском рынке ряд иностранных кредитных организаций и вовсе объявили о прекращении своей деятельности. Учитывая приближающиеся изменения, мы прогнозируем в ближайшие год-полтора отсутствие стабильных инвестиций в финансовый сектор РФ.
Исходя из сказанного, остаются два более-менее приемлемых источника долгосрочного финансирования — государство и внешние займы. Оба они доступны только крупнейшим банкам, имеющим как широкие лоббистские ресурсы в российском правительстве, так и связи за границей. Поэтому в ближайшей перспективе в нашей экономике начнет ощущаться недостаток «длинного» фондирования, и решать эту проблему банки, по всей видимости, будут за счет стимулирования спроса на долгосрочные депозиты.
В условиях снижения уровня маржи банки могут пойти несколькими путями. Наиболее простой — пытаться увеличить объемы продаж, компенсируя снижение доходности ростом валовой прибыли. Однако этот путь может привести в тупик, так как наращивание продаж приведет к усилению конкуренции, что, в свою очередь, заставит банки снижать процентные ставки и в конечном счете опять приведет к падению маржи.
Снижение расходов как инструмент повышения качества работы банка также выглядит сомнительно. Дело в том, что в текущих условиях банкам надо активно развиваться, иначе через пару-тройку лет рынок будет поделен, а неэффективные кредитные организации будут с него выдавлены. Поэтому сейчас банкирам следует думать скорее о повышении технологичности и управляемости, развитии сети продаж, а не над тем, как сэкономить один-два миллиона рублей. Кроме того, как показывает практика, зачастую затраты на организацию мероприятий по сокращению затрат превышают эффект от ожидаемого сокращения.
Поэтому наиболее перспективный путь выживания в текущих условиях — повышение комиссионных доходов. Банкиры часто забывают, что комиссии могут быть очень эффективным инструментом повышения доходности в условиях снижения маржи. Использование грамотной ценовой политики, основанной на выделении клиентских сегментов, пакетные продажи, введение принципа «каждая услуга должна окупаться» — вот далеко не полный перечень действий, которые могут предпринять банки для повышения устойчивости.
Любая банковская система нуждается в государственной поддержке, так как это «спусковой крючок» экономического развития в современном устройстве хозяйства страны. Однако в разное время банкиры ждут разных мер поддержки. Если в кризис кредитные организации ждали от государства вливания денег и ослабления нормативов, то сейчас основной вектор ожидания направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования банковского сектора. Банкиры ждут мероприятий по формированию благоприятных условий работы, повышению прозрачности банковской системы, решению отдельных, «точечных» проблем. Важно для банков и установление равных для всех условий конкуренции, потому что отдельные кредитные организации сейчас пользуются как финансовыми ресурсами, так и политической поддержкой государства, что в рыночной экономике недопустимо.
Будущее развитие российской банковской системы пойдет по следующему пути. В первую очередь будут повышаться требования к капиталу банков, что приведет к «вымыванию» с рынка значительного числа кредитных организаций (за счет слияний, поглощений, ликвидаций). В результате рынок фактически будет сконцентрирован в руках банков с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и т.д.) и крупнейших частных институтов, как иностранных (Райффайзен, ЮниКредит), так и отечественных (УралСиб, Промсвязьбанк). Таким образом, практически все ресурсы банковской системы сосредоточатся в топ-10 — топ-15 банков, которые будут развиваться по принципу «супермаркета» — универсальной кредитной организации, предоставляющей весь спектр услуг.
Оставшиеся банки будут разрабатывать узкие клиентские сегменты или выживать за счет обслуживания аффилированных структур. Местные банки останутся в единичных экземплярах, в основном — в более или менее экономически развитых регионах.