Прошло немного лет со вступления в силу Европейского Договора по Евро, и ему вновь требуется переделка. Государствам — членам Договора было предложено быстро выполнить процедуры, необходимые для утверждения этой поправки к документу, с тем, чтобы она могла вступить в силу с 1 января 2015 г.
Решение принято с целью добавления в ст. 136 Договора пункта, предусматривающего, что страны-участники, валютой которых является евро, могут предусмотреть механизм стабилизации, который будет использоваться по мере необходимости для сохранения стабильности в зоне евро в целом, и что в рамках этого механизма любая финансовая помощь будет оказываться с соблюдением строгих условий.
Этот механизм обеспечит необходимый инструмент для решения ситуаций, в которых финансовая стабильность зоны евро находится под угрозой, как это происходит в последние несколько месяцев.
Единственным решением является назначение единого европейского министра Европейского казначейства, взамен 17 министров экономики и финансов 17 стран зоны евро, и прямое принятие всей суммы государственного долга стран зоны евро Европейским сообществом.
Теперь, вместе с новым решением, не только откладывается «горькая чаша» единственного лекарства, которое может сохранить евро и вдохнуть в него жизнь для построения новой экономики и социального государства на всем континенте (который на глазах стареет и теряет ведущую роль на мировой политической сцене), но также и начинает формироваться новый вид дегенерации, связанный с демагогическими мерами по достижению консенсуса, — европейская финансовая охлократия. Охлократия, согласно Полибию, — это политическая система, в которой решения принимаются массами, представляющая собой вырождение демократии в форме демагогических мер.
Короче говоря, все более стареющие европейцы, чей голос является все менее определяющим, имеют временной горизонт от одного до двух лет — если все пойдет хорошо. И им не хватает мужества сказать, что следует принять более горькую пилюлю, чем MES. Между тем следовало бы объяснить им, что жизнь на них не кончается, а продолжается для их все менее многочисленных детей и еще менее многочисленных внуков.
Вместо того чтобы жить в зоне с угрозой маргинализации, они могли бы жить в области, имеющей решающее значение для глобального равновесия.
И возможно, таким образом мы бы вновь вселили в людей достаточную уверенность для того, чтобы рожать детей, и могли бы, по крайней мере, надеяться на возврат к уровню рождаемости, достаточный для воспроизводства.
Но у нас нет политиков, обладающих подобным мужеством.
На заседании 24 — 25 марта 2014 г. Европейский совет принял всеобъемлющий пакет мер, нацеленных (как сказано в Декарации о намерениях) на преодоление кризиса, сохранение финансовой стабильности и призванных заложить основы устойчивого и гармоничного роста, под лозунгом социальной включенности и создания рабочих мест. Таким образом, предполагается укрепить систему экономического управления и повысить конкурентоспособность зоны евро и Европейского союза.
Перечень мер выглядит следующим образом:
— Бюджетное оздоровление и структурные реформы.
— Укрепление управления.
— Качественный скачок в координации экономической политики: Договор по евро плюс.
— Оздоровление банковского сектора.
— Укрепление механизмов стабильности зоны евро и предварительное соглашение по MES.
По третьему пункту Совет вновь подтвердил то, что уже было решено на предыдущем заседании. Хорошо, что шесть других европейских стран, не входящих в зону евро (Дания, Польша, Болгария, Румыния, Латвия и Литва), объявили о своем добровольном участии в договоре по евро.
Это должно решить проблемы, связанные с возможным образованием «двухскоростного» ЕС и снижением роли европейских институтов в пользу усиления значения межправительственных соглашений как главного двигателя интеграции.
В своих выводах Совет подчеркнул необходимость возобновления процесса укрепления единого рынка и подтвердил роль европейских институтов, начиная с Еврокомиссии, в оценке обязательств, взятых на себя странами в рамках новых форм интеграции.
Конечно, нужно посмотреть, последуют ли за благими намерениями реальные действия и не приведет ли ускорение экономической интеграции между странами евро к потенциально опасной паузе в процессе европейской интеграции.
MES будет играть политическую роль
Но есть и пятый пункт — новый европейский механизм стабильности, «ядро» выводов. Следует отметить, что управление фондом будет политическим. Его руководящим органом фактически будет Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран зоны евро. Выплата средств будет осуществляться через сложную процедуру, с участием правительств государств-участников, Еврокомиссии, Европейского центрального банка и МВФ.
На ставки по кредитам будут начисляться штрафные санкции, предусматривающие применение двух-трех процентных пунктов «наценки», что превышает (в зависимости от срока погашения) стоимость «финансирования» для фонда. Условия выдачи кредитов будут зависеть, помимо принятия программ налоговой коррекции, и от пересмотра рыночного долга: частные кредиторы будут тем самым способствовать оздоровлению государственного бюджета.
Фонд будет иметь статус привилегированного кредитора: задолженность ему будет погашаться перед долгом частным кредиторам. Более того, оплата капитала в размере 80 млрд евро странами — участниками нового фонда (Италии придется заплатить 14,3 млрд) будет производиться в форме пяти ежегодных платежей, вместо двух изначально предусмотренных в начале марта. Остальные средства фонда, в размере 700 млрд, из которых 500 фактически подарены, состоят из «отзывного капитала» и гарантий, предоставляемых странами зоны евро. Европейский парламент должен утвердить весь пакет в июне, ограничившись некоторыми процедурными изменениями, если мы хотим уложиться в сроки.
И тут нас подстерегают проблемы.
Первая: дотации MES недостаточны и запаздывают. Их сумма составляет 700 млрд, гарантирующих возможность выдачи 500 млрд, в то время как страны евро в действительности внесут из них только 80 млрд, разбитые на пять ежегодных платежей, и только начиная с 2015 г. Остальные будут введены в форме гарантий и «отзывного капитала» начиная с 2014 г. «Слишком мало, слишком поздно», если вспомнить о том, что только в 2011 г. (а не в 2013-м) истек срок оплаты около 502 млрд Португалии, Ирландии, Греции, Испании и Италии и что финансовые потребности одной лишь Испании до 2013 г., включая центральные и местные органы власти, составили около 470 млрд евро.
Вторая: при использовании гарантии возникает опасность умножения подобного требования и нового кризиса. За каждые сто евро, которые могут потребоваться для спасения евро других стран, бюджет каждой страны-налогоплательщика выплатит сумму, равную ее доле в бюджете Европейского центрального банка.
Третья: механизм голосования. В отличие от Международного валютного фонда, где решения принимаются простым большинством акций, устав MES предусматривает, что для утверждения кредита, определения процентных ставок и условий (коррекционные меры, которые должник должен принять), решение должно быть принято единогласно всеми министрами финансов Еврозоны. Таким образом, право вето каждой страны огромно и может парализовать и исказить всю работу органа. Страна, находящаяся в хорошем финансовом положении, может начать торговать своим согласием на выдачу кредита стране, которая в нем нуждается, обменяв его на готовность этой последней поддержать именно те экономические и политические меры, которые будут наиболее удобны для тех, кому живется лучше.
Четвертая: уставом предусматривается, что Еврокомиссия должна оценить устойчивость государственного долга страны, испытывающей затруднения с доступом к финансовым рынкам. Если комиссия придет к выводу, что страна технически неплатежеспособна, как, вероятно, произойдет в большинстве случаев на практике, то есть решит, что реалистичные действия по исправлению ситуации являются недостаточными для обеспечения платежеспособности, то Европейский фонд сможет предоставить кредит только при одном условии: что страна-бенефициар будет «вовлечена в частный сектор» либо с согласия самих кредиторов пойдет на сокращение стоимости их кредитов. Налицо — желание избежать спасения неплатежеспособных стран, наградив тех инвесторов, которые добились высоких доходов с рискованных кредитов.
Проблема в том, какое воздействие оказывают эти правила на ценные бумаги, выпущенные в странах с рискованной экономикой начиная с этого момента до 2014 г. Если объявить сегодня, что страны, получающие средства в период между 2013 и 2015 г., обязательно испытают дефолт (частичный) в 2015 г., рынки сразу же потребуют намного более высокую доходность со вновь выпускаемых ценных бумаг, ускорив тем самым кризис платежеспособности. Подобно тому, как это происходит в Португалии.
Правда в том, что единый рынок, единая валюта и 17 суверенных долгов не могут существовать вместе.
На европейском уровне хорошо известно, что ни одна точка зрения не позволяет увидеть самих себя, но идти вперед все равно приходится, как если бы сейчас были 1960-е гг. Для выхода из замкнутого круга нужно иметь мужество, чтобы изменить точку зрения: от функционализма к федеральному правительству, то есть к единому бюджету с единым долгом и только с одним министром финансов.
Политики, которые знают, как действовать, предпочитают не говорить об этом. Или говорят косвенно, надеясь на перевыборы.